Вторник, 12.12.2017
АВН-Белоруссия
Меню сайта
Категории каталога
Политика [12]
Экономика [3]
Культура [6]
История [1]
Публицистика [0]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 75
Главная » Статьи » Культура

Чёс от искусства. Или размышлизмы после посещения экспозиции живописи в Минске.
Итак, решил я на днях сходить на экспозицию Третьяковской галереи, которая была широко разрекламирована в Минске. Заранее скажу что грешен, ибо люблю посмотреть на хорошую живопись, как старых так и современных мастеров. А в нынешних условиях, когда изо всех щелей прёт полнейшая бездарь иметь возможность хотя бы изредка посмотреть нормальную живопись хоть Шишкина, хоть Маковского с Брюлловым ну просто необходимо. А то совсем одичаешь, если пялиться по дороге на работу и домой да и в разъездах по городу на откровенное убожество тиражируемое на рекламных щитах. Будто мало людям на головы льётся всякого ужаса в виде набившей оскомину коммерческой рекламы – так скоро политическая и “социальная” плешь проест… Но вернусь к теме моего повествования.

Насколько можно было верить рекламе, в Национальном художественном музее Республики Беларусь (http://artmuseum.by/) проводилась масштабная выставка шедевров из собрания знаменитой Третьяковки. Причём речь шла не о “современном искусстве”, которое располагалось в галерее на Крымском валу (интересно, она ещё существует?) а непосредственно из того самого здания в Лаврушинском переулке. Само название экспозиции было “Пленники красоты” (http://www.artmuseum.by/ru/vyst/tek/plen ) и в рекламе, которая была на щитах в вагонах метро а также по мусорному ящику указывалось что в экспозиции будет представлены мастера салонной живописи XIX века. Грех не сходить. Честное слово. Тем более что хотелось посмотреть хотя бы Брюллова в оригинале. Причём не набившее оскомину “Последний день Помпеи”.

С самого начала столкнулся с тем что организация выставки довольно сильно хромала. “Узнаваемых” работ, которые знаешь ещё с репродукций в учебниках истории или литературы довольно мало. Сложилось впечатление, что привезли далеко не самую яркую часть фондов, решив элементарно заработать денег на имени. Немного удивила цена билета 10 000 BLR . Кстати, пенсионерам скидок не делали. Конечно, может быть в Москве 5 USD и не деньги но вот в Минске люди получают всё же меньше а если идти целой семьёй то культпоход может вылиться всё же в ощутимую сумму. Дальше огорчения было побольше. Конечно, прекрасных картин хватало, но вот технически организована экспозиция была довольно посредственно. Начиная с верёвок, на которых были непосредственно подвешены картины. Это был обычный толстый полиэтиленовый шпагат почему-то зеленоватого или синеватого цвета, который используется при упаковке. На повыцвевших стенах, которые довольно давно уже не обновлялись в плане перекраски эти верёвки зачастую с узлами смотрелись просто убого. Я, конечно, понимаю, что сейчас для музеев классического искусства не лучшие времена, но неужели так дорого стоит прочная и бесцветная леска или тонкая стальная проволока? Ну не надо позориться, честное слово. Кустодиев конечно своей яркостью украсит стены любого бомжатника, но, честное слово, в экспозиции ничего не должно отвлекать от выставляемых предметов.

Отдельно остановиться надо и на рамах картин из Третьяковской галереи. Такое ощущение что они долго валялись на складах. На многих следы повреждений и даже отбитые уголки. Краска и лак давно не обновлялись а кое-где просто послазили. Местами даже оторваны медные оригинальные таблички. Защитные стёкла хорошо если есть на трети (опыт Данаи ничего не дал?). Неприятно удивило и расположение картин. Зачастую небольшие по размерам полотна были подвешены на высоту долее 2- х метров. У меня-то зрение хорошее, но вот за остальных посетителей я как-то не ручаюсь. Особенно в плане высоты расположения запомнилась мне картина Врубеля, которую по причине своеобразной логики организаторов можно было рассмотреть только в бинокль. А учитывая то что картина была выдержана в тёмных тонах то понять что изображено было просто нереаль6нно при имеющемся освещении. Подписи и аннотации к полотнам расположены местами так что долго будешь догадываться к какой именно картине они относятся. Про тексты вообще надо упомянуть отдельно – мало того что они есть далеко не к большинству картин – так зачастую довольно невнятно составлены. Такое ощущение что организацией занимались далёкие от данного вопроса люди.

Про освещение экспозиции хочется просто ругаться матом. Конечно, было достаточно светло чтобы рассмотреть картины, но поскольку лампы были люминесцентные, причём работало их только от 2/3 до половины от имеющихся под потолком, в зале впечатление от картин было всё же подпорчено. Да и воспринималось всё несколько иначе чем при дневном свете. Неужели организаторы не представляют себе насколько важно в восприятии живописи освещение? Кстати, забыл упомянуть про организаторов этого безобразия и заодно и одних из главных спонсоров. В их числе ведущую скрипку сыграла компания “British American Tabacco” (даже на сайте музея логотип блистает!!!). В итоге всё становится на свои места. Бизнесмены (а проще говоря - буржуи) явно элементарно решили немного заработать и заодно сыграть в “благотворительность” дабы провернуть очередную схему с уходом от налогов в стране регистрации. В качестве прикрытия была выбрана выставка далеко не самых известных работ из собрания Третьяковской галереи. Была проведена шумная реклама и народ повалил, ибо “бренд” был выбран известнейший. Конечно, нет худа без добра и многие смогли посмотреть новую экспозицию. Причём явно давно не выставлявшихся работ. Родители лишний раз приобщили детей к прекрасному. Студенты получили возможность сделать хорошие копии в качестве упражнений в живописи. Вот только заявленное и полученное ну никак не соотносилось. Наверняка после пары подобных “выставок” народ кроме наиболее стойких любителей живописи перестанет туда ходить.

Посмотрев саму экспозицию решил заодно и посмотреть ту недавно построенную (а вернее законченную при Лукашенко ) часть здания Национального музея. Помню как представители от околотворческой интербляденции убеждали всех как им необходимо это здание чтоб разместить экспозицию того что долгие годы пылилось в фондах. А что в итоге?

Начнём с архитектуры. Не знаю каким место думали и что курили архитекторы, но вход в залы нового здания идёт не из довольно неплохого вестибюля старого а просто из глубины одного из залов. Иными словами – открыта дверь вроде бы в подсобку а там – новые залы. Оригинально, однако. Вся концепция двора- атриума (кстати в этот раз посетителей встречал на площадке лестницы на своём портрете в полный рост сам знаменитый Александр Бенуа), откуда пара широких лестниц поднимается на второй этаж и где по периметру находятся экспозиции сломана до неузнаваемости. Желающим ознакомиться с новым “шедевром” надо идти через несколько залов пока через ничем не примечательную дверь попадаешь в новострой. Как в дальнейшем будет обустроено при неминуемой реконструкции – просто не хочется думать. Хорошо если всё выльется в систему из двух зданий с отдельными входами. А если нет…

Про сам новострой надо вообще писать отдельную статью. Вроде “Парка культуры Юрского периода” Андрея Фефёлова в “Завтра”. Если сравнивать его с тем что я видел, то из аналогий напрашивается только помещение для коммерческих выставок а проще говоря – выставочный центр и особняк новоГусского буржуя. Но никак не выставочный зал Национального музея. Помпезность прёт ну просто через край. Но помпезность не сталинских зданий с лепниной а дурь офиса. В принципе, при планировке изначально вероятно собирались сделать ну просто модерновый вариант существующего здания. Но в итоге получили не систему залов в которых удобно поддерживать микроклимат а просто два продуваемых этажа. Интересно, может быть они до этого паркинг проектировали? Поддерживать нужную температуру для картин и так далее будет проблематично. Систему освещения не выстроишь ибо в любом случае будет проникать паразитная засветка со стороны дворика со стеклянной крышей. А попытки исправить эту ситуацию с помощи ламп на подвижных ножках под потолком выглядит банальным дилетантством. Всё же надо понимать что это не коммерческая выставка товаров а экспозициям предметов искусства и освещение должно быть если не натуральным то хотя бы близким к нему. Вот есть в Минске-свинске огромный выставочный зал “Палац мастацтвау” (“Дворец искусств”). Так в нём на верхнем этаже постарались в плане того что вся подсветка идёт сверху а на этаже пониже вся стена состоит из огромных окон. Конечно, далеко не лучший вариант для нашего климата, но в качестве выставочной галереи для современных художников вполне адекватен. Можно выставить свои картины вполне достойно.

Но вернёмся к предмету нашего обсуждения. Можно со мной не соглашаться, но я считаю что если здание предназначено для экспозиции предметов искусства, то оно может быть каким угодно помпезным и шикарным снаружи – но изнутри ничего не должно отвлекать от того для сохранения чего всё было возведено. Как упаковка не имеет право заменять собой содержание хранящегося в ней товара. Здесь же всё иначе. Довольно вяло представленные экспозиции на фоне шикарного здания. Конечно, нашлось место и для картин о Великой Отечественной в том числе и знаменитого “Освобождения Минска”, и для какого-то из последователей Шагала, и для огромных портретов польских магнатов в полный рост времён XVI-XVII веков и даже для стенда с японскими нэцке. Но, к сожалению, экспозиция выставлена на редкость вяло. Из серии “всего понемножку”. XX век в живописи показан фрагментарно. Огромные хрестоматийные полотна соседствуют с откровенным убожеством 90-х годов, глядя на которое вспоминаешь ёмкие определения ублюдка Хрущева, который наверное единственное в чём оказался прав среди своих деяний так это в даче простого и понятного определения отдельной категории художников. Меня особенно повеселило бронзовое изображение орла в немецком стиле с огромными ногами (художник явно был в восторге от скульптур гитлеровцев) над яйцом лежащим на вершине скалы. Сей шедевр назван был “Ожидание”. Интересно чего? Четвёртого рейха?

Нельзя обойти вниманием и на удивление нерациональное использование площадей. Если старое здание ну просто забито живописью то новое поражает пустыми пространствами. Залы огромные и вдобавок на 2-х этажах, но вот картин размещено на удивление немного. Да и зачастую не самых ценных. Наверняка проблемы с микроклиматом, о возможности которых я писал выше, имеются. Их можно попытаться исправить если не постоять за ценой , но не с нынешним белорусским бюджетом. Проще всего – не говорить про них. Ведь если громко поднять вопрос то следующим этапом будет дискуссия о грамотной перепланировке. А это означает расход средств и признание того что государство было обмануто самым наглым образом. Причём учитывая то что долгострой этот пришёлся на сумрак 90-х, то речь может пойти и о воровстве того же мрамора, которым облицовано всё ну просто сверх меры.

Ну и что же мы имеем в итоге? Дорогой долгострой с шикарной лестницей и убранствами атриума в духе фасада новоГусской дачи. Народа там бывает немного, несмотря на заявленную “Западноевропейскую коллекцию” и так далее. Если честно, то я когда туда попал то удивился увидев среди этой вычурности ещё и живопись. Настрой был только на встречу нос к носу с гориллой охранником с рацией или на стоянку крутых машин или просто на чьи-то “VIP” апартаменты. Но никак не ожидал я лицезреть там искусство. Да и картины там смотрелись местами чужеродно. Словно в сауне с блядями кто-то повесил бы картину “Поднимающий знамя” или скульптуру “Булыжник – оружие пролетариата”.

Подведём итоги. Они печальны. Одних просто развели на деньги под шумную рекламу а другим всунули чёрт знает что в шикарной упаковке с громкими речами. Власти довольны а мнение граждан никто не спрашивает. Проще всего плодить в искусстве всякую дрянь вроде монументального символического изображения слона напоминающего валун с 5-ю ножками   (честное слово – если бы чугунную копию продавали то купил бы себе сразу в качестве наковальни в гараж и восстанавливал бы на нём мятые детали кузовов машин – уж больно форма подходящая) или прочую мерзость вроде деревянных гирь, ручки которых переплелись наподобие цепочки. Кто не верит – пусть зайдёт в фойе Национального Музея живописи РБ и полюбуется на эту гадость. А причина такой деградации одна – безответственная власть. И только принятие Закона сможет положить этому конец…
Категория: Культура | Добавил: avnbelarus (22.09.2007) | Автор: Red_PestyZide
Просмотров: 549 | Рейтинг: 0.0/0 |

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2017